В 1960-х годах аспирант Гарварда Джин Бриггс сделала интересное открытие о природе человеческого гнева. В 34 года она путешествовала за полярным кругом, прожив в тундре 17 месяцев. Там не было ни дорог, ни систем отопления, ни продуктовых магазинов. Зимой температура опускалась ниже -40 градусов по Цельсию. Бриггс убедила семью инуитов «удочерить» ее, чтобы описать их жизнь в естественных условиях.
Бриггс быстро поняла, что в этих семьях происходит что-то удивительное: взрослые обладают исключительной способностью контролировать свой гнев. Инуиты никогда не злились. Например, однажды кто-то опрокинул кипящий чайник в иглу, повредив ледяной пол. Никто не стал этому возмущаться. «Жаль», – спокойно сказал виновник происшествия и пошел снова за водой. В другом случае леска, на плетение которой ушло несколько дней, порвалась при первом забросе удочки. Ни у кого не появилось признаков гнева «Давайте плести заново» – только сказал кто-то.
На их фоне Бриггс выглядела как дикий ребенок, хотя старалась контролировать свой гнев. Она действовала намного импульсивнее. Она решила разобраться, как родители-инуиты прививают эту способность своим детям? Как превращают малышей, склонных к истерике, в хладнокровных взрослых?
Однажды Бриггс увидела, как молодая мама играет с рассерженным малышом: маленьким мальчиком около двух лет. Мама дала ему гальку и сказала: «Ударь меня камнем! Еще. Ударь меня сильнее». А когда мальчик бросил камень в свою мать, и она закрыла глаза руками и сделала вид, что плачет: «Ууууу. Это больно!» Бриггс была совершенно сбита с толку. Казалось, ее действия противоречили всему, что Бриггс знала о культуре инуитов. Но оказывается, это был мощный инструмент, чтобы научить ребенка контролировать свой гнев.
Мамы инуитов соблюдают золотое правило: никогда не кричать на маленьких детей. Они считают, что ругать детей и даже говорить с ними сердитым голосом – неуместно. Когда они маленькие, это не помогает, а только заставляет вас самих разнервничаться. Даже если ребенок ударит вас или укусит.
Инуиты считают, что кричать на маленького ребенка – унизительно для взрослого. Это учит ребенка злиться, когда у него проблемы. Родители, которые контролируют свой собственный гнев, помогают детям учиться делать то же самое.
Когда ребенок гневался: бил кого-то или впадал в истерику, никакого наказания не было. Вместо этого родители ждали, пока он успокоится, а затем разыгрывали то, что произошло, включая реальные последствия такого поведения. При этом у них всегда был игривый и веселый тон. Обычно, такие спектакли начинались с вопроса, провоцирующего ребенка плохо себя вести. Например, если он кого-то ударил, мама могла спросить: «Почему ты не ударил меня?» Если ребенок клевал на эту приманку и бил маму, она не начинала кричать или ругаться, а разыгрывала последствия, демонстрируя, как ей больно. «Ты сделал мне больно и заставил меня плакать – ты этого хотел, да?»
Такие мини-спектакли имеют не только воспитательный эффект, но и учат не поддаваться на провокации, становиться более сильными эмоционально. Они дают возможность детям поупражняться в контроле над своим гневом, когда они спокойны. Эта практика очень важна для детей. Потому что когда человек уже злится, ему нелегко подавить свои чувства. Даже взрослому.
Если вы будете практиковать контроль эмоций в момент, когда не злитесь, у вас будет больше шансов справиться с гневом в критической ситуации. У детей можно встретить самый широкий перечень разнообразных эмоций. У них еще не до конца развилась префронтальная кора головного мозга. Поэтому то, что мы делаем, реагируя на эмоции нашего ребенка, физически формирует его мозг.